Доставка по всей Беларуси!

 Время работы: 9.00-18.00. Выходные: Сб, Вс.

   +375 (33) 99-11-000

sales@bez-granits.by

Возраст детей в 1 младшей группе и особенности развивающей среды

Возраст детей в 1 младшей группе и особенности развивающей среды

Период от 2 до 3 лет — это важный этап в жизни ребёнка: начинается активная социализация, развивается речь, расширяются двигательные возможности. Именно в это время малыши впервые попадают в детский сад, чаще всего — в 1 младшую группу. Чтобы адаптация прошла мягко, а обучение было естественным, важно создать безопасную и развивающую среду, соответствующую их возрастным и психологическим особенностям.


Принципы и требования к организации среды

Базовые принципы построения развивающей среды

Развивающая предметно-пространственная среда для детей 1 младшей группы должна быть организована с учётом ключевых особенностей возраста: стремление к самостоятельности, высокая двигательная активность, эмоциональная чувствительность и желание взаимодействовать со сверстниками.

Основные принципы среды:

  • Безопасность и психологический комфорт;
  • Уют, напоминающий домашнюю обстановку;
  • Свободный доступ ко всем материалам;
  • Минимум вмешательства со стороны взрослых;
  • Наличие тихих и активных зон;
  • Эмоциональная насыщенность и визуальная привлекательность;
  • Учёт индивидуального темпа развития.


Требования ФГОС и безопасность среды

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) устанавливает чёткие параметры, которым должна соответствовать развивающая среда:

Требование

Описание

Примеры реализации

Доступность

Все материалы находятся в зоне досягаемости ребёнка

Открытые полки на уровне глаз

Безопасность

Отсутствие острых углов, только нетоксичные материалы

Мягкие покрытия, безопасная мебель

Индивидуализация

Возможность подбора активности по уровню развития

Игры с разной сложностью

Мобильность и трансформация

Лёгкое изменение зонирования под потребности дня

Передвижные стеллажи, коврики

Структура предметно-пространственной среды

Гибкое зонирование и наполнение среды

Пространство первой младшей группы должно быть зонировано по видам активности. Такое деление способствует ориентации ребёнка, учит планировать деятельность и самостоятельно делать выбор.

Что включает базовое наполнение:

  • Мягкие модули для разграничения пространства;
  • Мобильные контейнеры и низкие полки;
  • Мини-зоны: для игры, чтения, уединения, творчества;
  • Доступные поверхности для творчества;
  • Индивидуальные ящички для личных вещей.


Основные центры активности в группе

Центр художественно-эстетического развития

Этот центр развивает воображение, мелкую моторику и эстетическое восприятие. Детям важно пробовать себя в рисовании, лепке, аппликации — и получать удовольствие от процесса, а не только результата.

Материалы:

  • Бумага разного формата;
  • Краски, кисти, карандаши, губки;
  • Клей-карандаш, ножницы, трафареты;
  • Наборы для лепки.


Центр речевого развития и театрализованной деятельности

Формирует словарный запас, развивает речь, коммуникацию и творческое мышление. Театр помогает ребёнку выразить чувства, а книга — расширяет кругозор.

Например:

  • Мини-библиотека с картинками;
  • Кукольный театр и пальчиковые куклы;
  • Шапочки-маски;
  • Считалки, потешки, дидактические карточки.

Центр физического развития

Активные игры и утренняя гимнастика способствуют развитию ловкости, координации и формируют привычку к движению.

Инвентарь:

  • Мячи, скакалки, кольцебросы;
  • Коврики и дорожки;
  • Мини-гимнастические упражнения (с инструкциями на стенде).

Познавать окружающий мир малыши начинают через органы чувств. В этом центре находятся материалы, которые стимулируют зрение, осязание, слух и мышление: пирамидки, матрёшки, вкладыши, шнуровки, сенсорные коврики и коробки с крупами.

Подобранные по уровню сложности, они позволяют детям двигаться от простого к сложному, развивая наблюдательность, внимание и логическое мышление.

Центр конструктивной деятельности

Позволяет ребёнку учиться планировать, комбинировать, взаимодействовать с пространством. Игра в строительство помогает освоить форму, размер, симметрию.

Построить домик, башню или гараж — важная часть раннего конструирования. Такие занятия не только развивают мелкую моторику, но и учат планировать, проверять результат, взаимодействовать с другими детьми.

Здесь используются как деревянные и пластиковые конструкторы, так и мягкие модули — из ткани, поролона, картона.


Центр сюжетно-ролевых игр

Здесь дети учатся понимать окружающий мир, осваивать социальные роли, взаимодействовать со сверстниками. Игра в «семью», «врача», «магазин» или «кафе» позволяет детям проигрывать жизненные сценарии и осваивать социальные нормы. Взрослый здесь лишь поддерживает инициативу ребёнка, а не направляет её.

Уголок ряженья

Формирует представление о себе, гендерную идентичность, помогает в театрализованных играх и развитии тела.

Содержимое:

  • Зеркало;
  • Платки, пояса, очки;
  • Шапочки, юбочки, ленты.

Уголок природы

Мини-сад в группе — это возможность наблюдать, ухаживать, сравнивать, удивляться. Здесь размещаются комнатные растения, ящички с грунтом, иллюстрации природы и таблицы с сезонами.

Это помогает формировать начальные представления об экологии, цикличности жизни, заботе о живом.


Уголок уединения

Даже самые активные малыши устают. Им необходимо место, где можно ненадолго отстраниться от шума и людей. Это — уголок уединения: мягкий коврик, подушки, ширма, приглушённый свет, одна-две игрушки.

Такая зона особенно важна для детей с повышенной тревожностью или сложной адаптацией.

Психолого-педагогические условия успешного воспитания

Ключевой элемент развивающей среды — взрослый, который чувствует ребёнка. Только в атмосфере уважения, доброжелательности и понимания возможно полноценное развитие.

Ребёнку не нужно много слов. Ему нужно понимание, пространство и спокойствие.

Взаимодействие с родителями через среду

Один из способов выстроить доверие между семьёй и детским садом — визуально открытая и понятная родителям среда. Информационные уголки, стенды с детскими работами, фотоотчёты — всё это формирует ощущение единой команды.

Важно, чтобы родители видели развитие своего ребёнка и участвовали в его образовательной истории.


Как Без Границ Трейд поможет создать доступную и комфортную развивающую среду в ДОУ

Компания предлагает современное оборудование и материалы для оснащения ДОУ с учётом принципов доступности, безбарьерности и ФГОС. Это не только забота о детях с ограниченными возможностями здоровья, но и стремление сделать среду комфортной и безопасной для всех.

Тактильные и сенсорные панели;

Поручни и мягкие защитные элементы;

Светозвуковые маяки, речевые информаторы;

Оборудование для инклюзивных игровых зон.

Сотрудничество с bez-granits.by — это шаг к созданию современной, доброжелательной и развивающей среды, в которой каждый ребёнок чувствует себя уверенно.

Связанные товары

Связанные статьи